Четыре общины
Странствующий суфийский мастер подошёл к группе людей. Они, изо всех сил ухватившись за верёвку, тянули из реки крокодила. Увидев, что рептилия ещё жива и может кого-нибудь убить, если они втащат её на берег, суфий перерезал натянутую веревку. Люди схватили суфия и избили его, выкрикивая:
— Подумать только, а ещё разоделся суфием. Вредитель, да ещё и лицемер! Настоящие суфии делают только добро.
Прошло время, и суфий повстречался с группой дервишей, полагавших, что с помощью действия они достигнут «сущности». Он же сказал им, что их «сущность» могла бы проявиться, но с помощью недеяния. И они прогнали его.
Затем он попал в школу искателей, которые занимались созерцанием. Осознав, что им необходима деятельность, он сказал:
— «Сущность» проявляется через действие.
Они последовали его указанию, пока один из дервишей не навестил своего друга, после чего, возвратясь, объявил всем:
— Этот человек — обманщик и отступник. Прежде он учил, что сущность проявляется через недеяние, за что и был изгнан. Теперь он проповедует противоположный довод.
Таким образом, и эти искатели выгнали суфийского мастера.
Он нашёл ещё одну группу людей и сказал им:
— «Сущность» иногда проявляется в результате действия, а иногда, — в результате недеяния.
Ему ответили:
— Если бы вы просто призывали нас к действию, когда действие необходимо, мы бы так и делали. И если бы вы удерживали нас от действия, когда необходимо недеяние, мы бы так и поступали. В действительности же вы только запутываете нас и мешаете сосредоточиться на чём-то одном. Давайте нам по одному правилу на каждый случай.
Пришлось ему расстаться и с ними.
Таковы были первые четыре общины, с которыми он работал. Ходят слухи, что сейчас он живёт в пятой общине.