народов мира

Мифы Вавилонии

Мифы Вавилонии

Вавилонская теодицея

1Страдалец: Мудрый … постой, я хочу сказать тебе
. . . . . . . . . я хочу поведать тебе,
. . . . . . . . . . . . . . тебе.
Слуга твой страждущий — постоянно хочу прославлять
5Где мудрец, что был бы подобен тебе?
Где ученый, что сравнился б с тобою?
Где же советчик? — хочу рассказать свое горе:
Конченный я человек: настигло меня страданье.  Читать далее

Легенда о Семирамиде

Однажды сирийская богиня Деркето вступила в преступную любовную связь с простым смертным. Вскоре она забеременела и родила дочь — Семирамиду. Устыдившись содеянного, богиня убила своего любовника, а ребенка бросила в пустынной каменистой местности на погибель. Некоторое время младенца вскармливали голуби, а затем девочку нашел проходивший мимо пастух. Он принес ее в свое селение неподалеку от Аскалона и оставил в своей семье. Шло время, Семирамида росла и хорошела год от года. Вскоре красотой она превзошла всех своих подруг.  Читать далее

Миф о птице Зу

И веление всех богов утвердил он,
Обратился, коснулся, посылает он Зу.
И когда он окончил, подошел к нему Бел.
Сверкание чистой воды перед ним,
На деянья владыки глядят его очи:
На тиару господства, на божью одежду, Читать далее

Миф об Адапе

I. Первый фрагмент

Уразумел он премудрость и …
Его слово было, как слово Ану.
Он умудрил его разум, он открыл ему образ миров,
Мудрость дал он ему, вечной жизни он ему не дал. Читать далее

Миф об Атрахасисе

Миф известен в нескольких версиях. Основной является старовавилонская, записанная младшим писцом Ку-Айей в середине XVII в. до н. э. Сохранились также два средневавилонских фрагмента, найденных в Ниппуре и Угарите и относящиеся к концу II тыс. до н.э. Кроме того, две таблицы этого мифа обнаружены в библиотеке Ашшурбанапала (VII в.до н.э.). К этому же времени можно отнести и два фрагмента нововавилонской версии. Миф является продолжение развития месопотамской темы потопа (см. Миф о потопе и «О все видавшем…»).  Читать далее

Миф об Эрре

Таблица I

В первой таблице описывается как семь воинственных божеств Сибитти, созданных Ану, подстрекают Эрру на неблаговидные дела. Они жалуются, что у них, прирожденных воинов, от безделия затупилось оружие. Советник Эрры, Ишум, пытается отговорить его от злых дел, но тщетно — бог чумы жаждет мести и крови людей, забывших его культ. Эрра отправляется в Вавилон к Мардуку и хочет выяснить у него почему царь богов не обращает внимания на то, что его священные одежды загрязнились, а тиара поблекла. Мардук объясняет, что осветлить одежды и прояснить тиару может лишь бог очищающего огня Гирру, но если владыка покинет землю, то «устав небес и земли ослабеет». Тогда Эрра предлагает на время отсутствия Мардука заменить его и обещает заботиться о сохранении порядка. Мардук радостно соглашается и передает власть Эрре. Читать далее

Муж со стенаньем…

Муж со стенаньем своему богу плачется,
Молится постоянно, просит его неотступно.
Разум его пылает, мучительно наказанье,
И от страданий дух мутится;
Ослаб он, пал на колени, поник, склонился.  Читать далее

Нергал и Эрешкигаль

I. Царицу народов хочу я восславить!
………………………………………
Эрешкигаль, царицу народов, хочу я восславить!
5.………………………………………
Царицу богов, ее мудрость и милость.
Эрешкигаль, среди богинь всемогущую,
………………………..твое милосердие
……………………….прощение
10.……………………….грехи наши! Читать далее