народов мира

Высокомерный и щедрый

Суфии, в отличие от других мистиков или предполагаемых обладателей особого Знания, имеют репутацию высокомерных. Это высокомерие, как они сами говорят, обязано только непониманию их поведения другими людьми. «Человек, — говорят они, — который умеет получать огонь без трения дерева о дерево и говорит об этом, будет казаться высокомерным тому, кто этого не умеет».

 

Они также считаются в крайней степени щедрыми. Их щедрость, говорят они сами, в том, что имеет реальное значение. Их непривязанность к материальным вещам является лишь отражением их щедрости в мудрости.

Люди, желающие изучать суфийский путь, часто практикуют щедрость в отношении материальных ценностей в попытке достичь высшей формы щедрости.

Однажды возник среди арабов спор относительно того, кто является самым щедрым среди живущих. Споры шли целыми днями и, в конце концов, количество кандидатов, с общего согласия, было сведено до трёх.

Поскольку сторонники этих трёх были на грани того, чтобы перейти к кулачному выяснению спора, был назначен комитет, чтобы прийти к окончательному решению. Комитет решил, что в виде наглядного испытания каждому из этих трёх людей должно быть послано письмо следующего содержания: «Твой друг Ваис в большой нужде. Он просит тебя помочь ему материально».

Были выбраны три представителя, чтоб они разыскали этих людей, передали им послание и сообщили о результатах.

Первый посланец прибыл к дому Первого Щедрого Человека и рассказал то, что поручил ему сказать комитет. Первый Щедрый Человек сказал:

— Не беспокой меня такими пустяками. Просто возьми всё, что захочешь из того, что мне принадлежит, и отдай это моему другу Ваису.

Когда посол вернулся, собравшиеся люди решили, что, верно, не может уже быть большей щедрости, чем эта — и высокомерия тоже.

Но второй посланец, когда он передал своё письмо, получил такой ответ от слуги Второго Щедрого Человека:

— Поскольку мой хозяин действительно очень высокомерен, то я не мог побеспокоить его посланием какого бы то ни было рода. Но я отдам тебе всё, что он имеет, а также и дарственную на его недвижимое имущество.

Комитет, получив такой ответ, вообразил, что, без сомнения, это и есть самый щедрый человек в Аравии. Однако они ещё не рассмотрели результатов миссии третьего посланца.

Он прибыл к дому Третьего Щедрого Человека, который сказал ему:

— Упаковывай пока всё моё имущество и возьми эту записку к ростовщику, чтоб ликвидировать всё недвижимое, а затем подожди здесь немного, пока к тебе не придёт человек от меня.

С этими словами Третий Щедрый Человек вышел.

Когда посланец выполнил свою задачу, он обнаружил, что у двери его уже ждёт рыночный агент. Агент сказал:

— Если ты являешься посланцем от Ваиса к его другу, то я должен передать тебе деньги за одного раба, только что проданного на рынке.

Рабом был Третий Щедрый Человек.

Рассказывают далее, что сам Ваис, который был членом судейского комитета, посетил через несколько месяцев некий дом, где обслуживающий его раб оказался его другом, Третьим Щедрым Человеком.

Ваис сказал:

— Шутка может зайти слишком далеко! Не время ли сейчас освободиться тебе из рабства?

Третий Щедрый Человек, который был суфием, сказал:

— Шутка для одних может не быть шуткой для других. Кроме того, я, согласно с законом, зарабатываю своё освобождение по договорённости с моим хозяином. Осталось каких-нибудь два-три года, пока я буду опять свободен.